Памятка для муниципальных заказчиков «Противодействие коррупции в сфере закупок»
Коррупционные нарушения являются одной из наиболее существенных и актуальных проблем российской сферы государственных и муниципальных закупок.
Можно выделить следующие признаки, которые позволяют отнести государственный или муниципальный заказ к коррупционному:
- Цена (НМЦ по контракту, указанная в извещении на закупку). Указывать на коррупционную составляющую может как заниженная, так и завышенная. Если в отношении определенных товаров и услуг определить, насколько справедлива цена, достаточно легко, то в отношении технически сложных товаров могут возникнуть сложности. Слишком низкая цена для подобного подряда может свидетельствовать о том, что закупка является притворной, и никакие работы по ней не предполагаются, а участники мошеннической схемы планируют просто разделить деньги между собой;
- Нереальные сроки выполнения работ. Обычно речь идет о слишком сжатых сроках исполнения контракта, в которых подрядчику невозможно его исполнить. Это может говорить о том, что «нужная» компания уже выполнила или начала выполнять данную работу, что закрывает доступ к конкурсным процедурам для других участников;
- Заказчик запрашивает от участников лицензии и свидетельство о членстве в СРО, которые данный вид работ не предусматривает. В этом случае действия заказчика подлежат обжалованию в ФАС;
- Объединение нескольких несвязанных лотов в один. Такие действия обычно резко ограничивают конкуренцию, так как не каждый участник сможет исполнить одновременно объективно несвязанные условия;
- Невнятное техническое задание. Это может быть техзадание, которое составлено под конкретного поставщика или из которого вовсе непонятно, что требуется заказчику в рамках данного заказа;
- Направление потенциальным поставщиком по сговору с заказчиком самой низкой цены в заявке на участие;
- Установление непривлекательной для поставщиков схемы оплаты при исполнении госзаказа. В частности, если оплата предполагает длительную отсрочку;
- Заведомо некорректное внесение данных в ЕИС: смешение в описании предмета закупки кириллицы и латиницы и пр.
Благотворной почвой для распространения коррупции в сфере закупок выступает конфликт интересов. Отсутствие конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком является одним из обязательных требований (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе). Указанным законом определено, что под конфликтом интересов понимаются ситуации, при которых должностные лица заказчика, непосредственно участвующие в процессе закупок, состоят в браке либо являются близкими родственниками, усыновителями или усыновленными с: физическими лицами и ИП – участниками закупки; выгодоприобретателями – физическими лицами, владеющими напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества – участника закупки; единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и т. д.); членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества; руководителем учреждения или унитарного предприятия; иными органами управления юридических лиц – участников закупки.
При обнаружении конфликта интересов комиссия по закупкам обязана отстранить участника от закупки, а заказчик – обязан отказаться от подписания контракта с победителем.
Если такой контракт был все-таки подписан, то он признается ничтожной сделкой.
К мерам, принимаемым государственными и муниципальными заказчиками в целях профилактики и противодействия коррупции при осуществлении закупок, могут быть отнесены следующие:
1. С учетом изменений, вносимых в законодательство о контрактной системе, корректировать, а при отсутствии – разработать локальные правовые акты, типовые формы закупочной документации, должностные инструкции контрактных управляющих (членов контрактных служб) организации.
2. При описании объекта закупки, осуществлении закупки и исполнении контракта не допускать:
2.1. Технические описания, ограничивающие выбор товаров, работ, услуг:
- указание характеристик, под которые подходит только один товар;
- указание на товар или услуги, которые не существуют на рынке, или потребительские свойства которых невозможны к реализации, с последующей поставкой товара или оказания услуги, не соответствующей заявленным требованиям.
2.2. Технические описания, ограничивающие круг участников:
- указание на наличие сертификата, который выдает только одна фирма, или ненужных и необоснованных сертификатов и свидетельств;
- требование о сборе документов, необязательных по закону;
- отсутствие существенных для исполнения закупки сведений, таких как подробное техническое задание, объективно описанные технические характеристики.
- указание на одновременное выполнение однотипных работ (оказание услуг) в разных местах.
2.4. Ограничения доступа к оформлению и подаче заявки:
- прикрепление документов закупки в отсканированном варианте для затруднения работы участника;
- установка защиты документов паролем или написание документации в нераспространенных текстовых редакторах.
2.5. Нарушения правил проведения закупок:
- закупка товаров роскоши без обсуждения и обоснования необходимости;
- объявление закупки при частичном или полном исполнении контракта;
2.6. Ограничения по времени исполнения закупки:
- требование об исполнении контракта в нереальные сроки;
- подписание актов приемки при фактическом неисполнении контракта.
2.7. Иные действия, направленные на ограничение конкуренции, завышение цен, неэффективное использование бюджетных средств.
3. Организовывать обучающие мероприятия по вопросам профилактики и противодействия коррупции, индивидуального консультирования сотрудников в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг.
4. Проводить внутренние контрольные мероприятия, направленные на выявление нарушений требований законодательства в сфере контрактной системы, неэффективного осуществления закупок, использования их результатов.
5. Оказывать содействие контрольно-надзорным и правоохранительным органам при проведении ими проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции, при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.