Поиск по сайту

Черемховское районное
муниципальное образование

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ

        Прибытие в Россию иностранцев, с целью трудовой деятельности, а также выезд наших сограждан на работу в зарубеж – весьма распространенное явление в современной российской действительности. Проблемы внешней трудовой миграции являются сравнительно новыми для отечественного правоведения.

Внешняя трудовая миграция – это осуществляемое в порядке, установленном нормами международного права и национального законодательства, добровольное, временное перемещение лиц в государство, гражданами которого они не являются, с целью осуществления, на его территории трудовой деятельности.

В России до последнего времени отсутствовало комплексное регулирование правовых отношений с участием трудящихся – мигрантов, не была сформирована понятийная база, не наработана судебная и правоприменительная практика.

Миграция иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию является одним из направлений внешней трудовой миграции. Она представляет собой наиболее многочисленный миграционный процесс, оказывает влияние на социально – экономическую и политическую ситуацию в государстве. Практика свидетельствует, что значительная часть иностранных граждан, находясь в России, осуществляет трудовую деятельность без оформления разрешения на работу, стремясь остаться в теневом секторе экономики, что влечёт за собой нелегальное положение.

Согласно Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный работник – иностранный гражданин, временно прибывший в Российскую Федерацию и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность, при этом временно прибывшими считаются иностранные граждане, прибывшими в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание. Иностранным работником следует называть тех мигрантов, которые работают по найму, на основании трудового договора, являясь участниками трудовых правоотношений. Условия трудового договора с иностранным работником должны соответствовать законодательству РФ и международным договорам, ратифицированным РФ.

Правовой статус иностранного работника складывается из совокупности его прав, обязанностей и ответственности. Согласно статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учётом ограничений, предусмотренных федеральным законом. В перечень основных трудовых прав трудящихся – мигрантов следует включить: право на свободу труда без дискриминации и запрет принудительного и обязательного труда; право на равные возможности и на равное обращение в сфере занятости; право на информацию и на консультации; право на справедливые условия труда; право на здоровые и безопасные условия труда; право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания достойного уровня жизни самих работников и их семей; право на защиту в случае прекращения занятости, а также в случае банкротства работодателя; право на защиту своего человеческого достоинства в период трудовой деятельности; право на перевод своих заработанных средств и сбережений, такие суммы, которые необходимы для содержания их семей; социальные права (право на социальное страхование, социальное обеспечение, медицинское и социальное обслуживание).

Срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия визы, если прибытие не требует получения визы, то срок временного пребывания не может превышать 90 суток, за исключением случаев, определенных федеральным законом. Согласно статьи 13 данного закона, работодателем признаётся физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.

Разрешение выдается Федеральной миграционной службой или её территориальными органами при наличии заключения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, курирующего вопросы занятости населения в соответствующем субъекте РФ. Решение о выдаче разрешения принимается органом миграционной службы в течении 30 дней со дня подачи заявления и документов. Полученное работодателем разрешение на привлечение и использование иностранных работников не может быть передано другому работодателю. Разрешение на работу выдается только лицам, достигшим 18-летнего возраста и в обязательном порядке для каждого иностранного работника. Основанием для отказа в выдаче разрешения на работу является наличие в заявлении и предоставленных документах недостоверных сведений, а также установление обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на работу (иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, создаёт угрозу безопасности РФ или граждан РФ; финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты; оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность; в течении 5 лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации.

Работодатель может использовать иностранных работников только по профессиям и в субъекте (субъектах) РФ, которые указаны в разрешении на привлечение и использование иностранных работников. После получения разрешения действия работодателя зависят от того, граждан каких государств он планирует привлечь к осуществлению трудовой деятельности. В том случае, если речь идёт о гражданах, с которыми у Российской Федерации установлен взаимный визовый режим, работодатель должен оформить приглашения на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности. Приглашение выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами миграции, или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, направленному работодателей в соответствующий орган.

При принятии решения об оформлении приглашения иностранному гражданину на въезд в РФ, в целях осуществления трудовой деятельности, миграционная служба исходит из квоты на выдачу этих приглашений. Квота устанавливается с целью обеспечения приоритета использования национальных трудовых ресурсов и ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учётов демографической ситуации, а также возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Кроме того, согласно статьи 18 Закона № 115-ФЗ необходимо заключение о привлечении и использовании иностранных работников, которое выдается сроком на один год. Порядок выдачи данного заключения осуществляется в порядке, установленном Инструкцией министерства труда России, которая обязывает работодателя внести на специально открытый федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами миграции, счёт денежные средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника из России.

На работодателя, привлекающего к трудовой деятельности иностранного работника, возложены дополнительные обязанности: 1) предоставить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ; 2) уведомить налоговый орган по месту своего учёта о привлечении и об использовании иностранных работников в течении 10 дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения разрешения на работу; 3) оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы РФ или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного законом порядка; 4) направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора, а также о досрочном расторжении договора; 5) направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Иностранные работники имеют равные с российскими работниками права, предусмотренные Трудовым Кодексом, в том числе на отдых (выходные и праздничные дни), отпуск, соблюдение установленной продолжительности рабочего времени, на равную оплату труда и так далее. Оплата труда не может быть меньше минимального размера, зафиксированного в законодательстве. Заработная плата должна выплачиваться регулярно и в наличной форме.

В отношении иностранных работников действует национальный правовой режим. Таким образом, при осуществлении трудовой деятельности на территории России они пользуются такими же правами, как и российские граждане, включая гарантии при трудоустройстве.

Консультант по вопросам организации

профилактики правонарушений А. Колесников

Array
(
)
19.09.2023
Дата последнего изменения: 10.04.2024 15:39
00:00