Поиск по сайту

Черемховское районное
муниципальное образование

В Центральной районной детской библиотеке провели литературный час «Мой литературный герой»

15.04.2015

Известны слова И. Гёте: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели».

Этот вопрос стал лейтмотивом нашей встречи с ребятами 10 класса МКОУ СОШ №3, для которых мы провели литературный час - обсуждение «Мой литературный герой».

Мы говорили детям о произведениях современной литературы, выявляли интересы и предпочтения подросткового чтения. Нет смысла говорить о том, что современная подростковая литература – стихи и проза лучше или хуже той, которая была ранее. Она просто другая. Сейчас другие литературные жанры, сейчас другие акценты, которые ставит автор, сейчас другие авторы в конце концов. Но как ни крути, не те сейчас «Пушкины» и «Тургеневы», не то сейчас время. Хотя, как говорит герой книги Андрея Жвалевского «Время всегда хорошее».

Хорошее оно и у наших детей, читают они всё - таки, что очень приятно. Вот мы и попытались выяснить что? Оказалось, подростки обожают детективы, любят Дарью Донцову, Татьяну Устинову. Читают их не потому что «можно, что-то почерпнуть новое для себя», а потому что это быстро, легко, «отдыхают мозги». Однако же, писателем «вне времени» ребята назвали нашего земляка, писателя Валентина Распутина (кстати, без всяких подсказок извне) и Александра Сергеевича Пушкина.

На вопрос «Назовите произведение, которое вы прочитали недавно?» ребята назвали книгу, которую только что прошли по школьной программе. А вот с героем пришлось туговато. Как правило, герои современной подростковой прозы – обычные, на первый взгляд ничем не примечательные девушки и юноши. Они зачастую не уверены в себе, не принимают свою внешность и даже стыдятся ее, как например героиня повести

Е. Липатовой «Девочки», которая сравнивает себя с одноклассницей: «Ася - уверенная в себе, а я – нет; и самое главное – это то, что Ася красивая, а я – так себе». Герои-подростки стремятся обрести независимость. Однако ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость: это может быть школьный конкурс красоты – в повестях О. Дзюба «Лишь бы музыка звучала…» и

Л. Матвеевой «Конкурс красоты в 6 А», побег из дома – в повести «Девичья обида слепа», неудачная влюбленность – в произведении Е. Липатовой «Девочки».

Современные герои-подростки находятся на распутье: с одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, с другой стороны – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Наиболее яркий пример такого поведения показан в повести Т. Михеевой «Не предавай меня!».

Наверное, поэтому ребятам так сложно назвать героя современной литературы, потому что в действительности это они сами и есть, с их комплексами, проблемами, непониманием и неприятием. Поэтому остаются актуальны герои девятнадцатого века - Печорин и Евгений Онегин. Они борцы, они другие. А вот в обычной жизни героев у ребят предостаточно оказалось. Это и борец Федор Емельяненко, актер Владимир Машков, Константин Хабенский. Но победил все рекорды популярности Владимир Владимирович Путин. Его ребята единогласно признали героям нашего времени – за блестящий ум, силу воли, терпение, за любовь к спорту и России.

Вот, поди, разберись с героями после этого. Но если бы писатели чаще встречались со своими читателями, я думаю, они бы писали больше прозу для них, чем для себя, и не учили бы их бороться с всемирным злом, а говорили понятным для них языком про любовь к семье, отчему дому, к Родине, что начинается:

С той песни, что пела нам мать. 
С того, что в любых испытаниях, 
У нас никому не отнять

Зам.директора по работе с детьми А.В.Иванова

IMG_7226.JPG


Дата последнего изменения: 01.04.2014 10:46
00:00