Поиск по сайту

Черемховское районное
муниципальное образование

23 марта 2017 г. «На реке Ангаре», урок доброты возле экологической выставки

07.04.2017

В рамках договора о сотрудничестве по приглашению учителя Жараспаевой Г. Н. сельская библиотека приняла активное участие в интегрированном занятии по внеурочной деятельности, которое стало одним из открытых мероприятий, прошедших в школе на районном семинаре педагогов дополнительного образования. Участниками занятия стали ребята, посещающие кружок художественного слова. Для обсуждения им было предложено произведение В. Г. Распутина «На реке Ангаре». Форма занятия – урок доброты возле экологической выставки. Таким образом, были объединены два значимых события 2017 г.: Год экологии в России и юбилей писателя.

Началось занятие с обзора книжной выставки. Называется она «На реке Ангаре» и знакомит читателей с книгами, в которых есть много интересного о нашей красавице реке.

Первый раздел выставки - «… И имя ей недаром Ангара». Здесь представлены книги, которые объясняют значение слова «Ангара» и рассказывают о географических особенностях реки. Вот что пишет Станислав Гурулев в книге «Реки Байкала. Происхождение названий»: «гидроним произошел от эвенкийской и бурятской корневой основы анга - пасть животного, рот, в переносном значении – ущелье, расселина, промоина…. Ангара «напоминает рот, открытую пасть, жадно и непрерывно поглощающую воды Байкала».

Действительно, Ангара – единственная река, вытекающая из Байкала. Впадает в священное озеро 336 рек, все они питают озеро и их воды, перемешавшись в озерной чаше, устремляются к месту, откуда берет начало Ангара. Ширина истока – 1 км. Площадь бассейна Ангары превышает 1 млн. кв. км., длина реки – 1860 км, перепад высоты от истока до устья – 380 м., объем воды, который выносит Ангара из Байкала – 60 куб. км в год. Кстати, ученые считают, что когда-то Байкал был целой чашей, и никакой реки не вытекало из него. Но в результате мощного землетрясения края байкальской чаши в одном месте раскололись, и родилась новая река Ангара.

В книге Я. Грушко «На теплоходах по рекам Прибайкалья. Путеводитель» мы узнаем, что от Байкала до села Бархатово Ангара течет на северо-запад, а потом на север до Красноярского края, там река поворачивает на запад и впадает в Енисей. Более подробно о географии реки можно узнать из таких книг: Бояркин В. «География Иркутской области», Смолянин И. "Свет первой звезды».

Рассказывая об Ангаре, нельзя не вспомнить известную легенду о том, как Ангара, любимая и единственная дочь Байкала, сбежала к любимому Енисею. Эту легенду пересказала Приходько Ксения.

Другие легенды о Байкале и Ангаре можно прочитать в сборнике «Легенды и тайны Байкала», а еще в книге В. Богданова «Байкал в легендах, былях и байках». Эти книги расположены в следующем разделе выставки «Река моего детства – Ангара».

Кроме этих книг мы предложили ребятам познакомиться со специальными номерами журнала «Сибирячок» (№2 2007 г.) и «Занимательное путешествие Сибирячка и его друзей по Ангаре «Ангара от Байкала до Енисея». Эти номера посвящены теме Ангары и Байкала. Стихи, рассказы, сказки, рисунки и занимательное путешествие Сибирячка и его друзей по Ангаре – все это ждет маленьких читателей в детском журнале.

Два стихотворения ребята прочитали наизусть.

Река Ангара – красивая и уникальная река Сибири. Она щедро делится с человеком своими богатствами. Здесь мы вспомнили сказку В. Стародумова «Ангарские бусы», отрывок из которой был прочитан библиотекарем.

Но какой бы величавой и могучей не была наша река, она тоже нуждается в защите и заботе. О проблемах реки рассказывает третий раздел выставки «Спасти Ангару». В нем представлены издания «Спасти Ангару», А. Приставкин «Ангара-река» и новая книга «По Ангаре».

Далее занятие продолжила Галина Николаевна Жараспаева. Ребята заранее получили домашнее задание – нарисовать рисунки к любому понравившемуся эпизоду рассказа В. Распутина. Об этих рисунках, представленных на доске, ребята рассказали друг другу и гостям: что они нарисовали, к какому эпизоду и почему. Следующий этап занятия – работа с текстом. Определить тип текста и его художественные выразительные средства – таково было задание для работы в группах. Эпитеты, сравнения, олицетворения и другие средства, которыми рисует писатель первую грозу и ледоход на реке, были определены ребятами точно и быстро. Анализ представленных отрывков показал, насколько богато художественное слово В. Г. Распутина.

  ФОТООТЧЁТ


Дата последнего изменения: 01.04.2014 10:46
00:00