ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области»: Потребителей электрической энергии освободили от ответственности за приборы учета

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области»: Потребителей электрической энергии освободили от  ответственности за приборы учета 09.09.2020

Итак, в июне 2020 года, произошло долгожданное событие, решена проблема большинства потребителей по установке и поверке электросчетчиков. В соответствии с федеральным законодательством (Постановление Правительства РФ от 29 июня 2020 г. № 950) с 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергииперешла к энергетическим компаниям: гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям, в случае с прочими потребителями (к ним, в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).

Теперь подробней об изменении порядка установки, а также об обеспечении соответствующей эксплуатации приборов учета электроэнергии:

1) Общедомовые (далее – ОДПУ) и индивидуальные (далее - ИПУ) приборы учета электроэнергии теперь устанавливает и осуществляет замену гарантирующий поставщик. Установка (замена) приборов учета в многоквартирном доме должна быть осуществлена не позднее 6 месяцев:

- с даты истечения интервала между поверками или окончания срока эксплуатации прибора учета;

- при выходе прибора из строя, либо его неисправности.

2) Гарантирующий поставщик не только ставит новый ОДПУ и ИПУ электроэнергии, но и эксплуатирует его, а, следовательно, проводит и техосмотр, и техобслуживание, и регулярные поверки. Теперь все это – забота гарантирующего поставщика, а не управляющей компании (далее - УК) и не жителей. Однако сохранность ОДПУ многоквартирного дома, обязана обеспечивать УК, соответственно сохранность ИПУ в квартирах и частных постройках возложена на жильцов.

3) Если гарантирующий поставщик не исполняет свои обязательства по установке и замене ПУ, то собственник начинает платить за электричество все меньше и меньше – на 20% первые три месяца просрочки, а затем – на 40% в месяц, вплоть до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию. Однако потребитель должен заявить поставщику о неисполнении соответствующих обязанностей поставщиком письменно, размер платы уменьшается со дня получения претензии.

Бывают случаи, когда потребитель не пропускает к себе гарантирующего поставщика для установки, замены, проверки, обслуживания прибора учета (далее - ПУ),так вот если дважды потребитель не впустить сотрудника поставщика, то он будетплатить за электричество полтора норматива потребления электричества в месяц. Аналогичное правило действует и для УК.

Заключительным этапом в реформе энергосбережения станет внедрение с 2022 года«умных, интеллектуальных»ПУ. Они будут фиксировать уровень напряжения и частоту, так называемые «скачки напряжения», позволяя, таким образом, потребителям следить за качеством электроэнергии. Кроме того, при интеллектуальном учете у потребителей появится возможность дистанционной смены тарифа без замены ПУ.

Однако до тех пор, пока ОДПУ и ИПУ не присоединены к интеллектуальной системе учета, их показания снимает УК (ТСЖ, ЖСК), независимо от того, оказывает ли она жителям МКД коммунальную услугу по электроснабжению, ижители, которые перешли на (прямой) договор с ресурсоснабжающей организацией. Кроме того, УК же продолжает проверять «старые» счетчики, установленные до июля 2020 года.

Такое решение пока принято только по электросчетчикам, установка и поверка счетчиков воды по-прежнему является повинностью граждан.

Напоминаем, что в случае если истек срок поверки счетчика воды, оборудование считается непригодным к использованию. И оплата начисляется из расчета объема израсходованной воды за последние полгода по среднемесячному тарифу. Так будет длиться 3 месяца, а потом расчеты начнут производиться по нормативам, которые значительно превышают показания счетчика. Однако в 2020 году, во время эпидемии коронавируса, это правило не работает! Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 были внесены изменения в целый ряд нормативных актов, касающихся предоставления коммунальных услуг и проведения расчётов платы за их потребление. В частности, отменена поверка счётчиков в 2020 году вплоть до 1 января 2021 года в связи с карантином и самоизоляцией. Постановление запрещает производить начисление неустоек и штрафных санкций.

Подготовлено с использованием материалов сайта

https://www.irk.kp.ru, https://rg.ru.

Вопрос - ответ.

До которого времени после 01.07.2020 я могу использовать старый прибор учета электроэнергии?

Ответ: Использовать имеющийся прибор учета можно до тех пор, пока он не выйдет из строя, либо не завершится срок его эксплуатации или не придёт время его поверки.

Как узнать, что необходимо поменять старый прибор учета на интеллектуальный?

Ответ: Энергокомпании обладают информацией о времени истечения межповерочного интервала вашего прибора учета и должны проинформировать вас при его истечении. Самостоятельно дату истечения межповерочного интервала вы можете посмотреть в паспорте вашего прибора учета.

Если я уже пользуюсь интеллектуальным прибором учета, означает ли это, что ресурсоснабжающая организация заменит его?

Ответ: Прибор учета можно и нужно продолжать использовать, как и раньше. Когда прибор учета выйдет из строя, выйдет срок его эксплуатации или придёт время его поверки, энергетики проведут замену за свой счет.

Кто несет ответственность за сохранность прибора учета?

Ответ: Обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета возлагается на собственника (владельца) объекта, на котором он установлен. То есть на сетевую организацию – в случае установки прибора учета на ее объекте, например, опоре линии электропередачи. При установке прибора учета в жилом или нежилом помещении, в границах земельного участка – на собственника соответствующего имущества.