Памятка для муниципальных заказчиков «Противодействие коррупции в сфере закупок»

28.05.2020

Коррупционные нарушения являются одной из наиболее существенных и актуальных проблем российской сферы государственных и муниципальных закупок.

Можно выделить следующие признаки, которые позволяют отнести государственный или муниципальный заказ к коррупционному:

- Цена (НМЦ по контракту, указанная в извещении на закупку). Указывать на коррупционную составляющую может как заниженная, так и завышенная. Если в отношении определенных товаров и услуг определить, насколько справедлива цена, достаточно легко, то в отношении технически сложных товаров могут возникнуть сложности. Слишком низкая цена для подобного подряда может свидетельствовать о том, что закупка является притворной, и никакие работы по ней не предполагаются, а участники мошеннической схемы планируют просто разделить деньги между собой;

- Нереальные сроки выполнения работ. Обычно речь идет о слишком сжатых сроках исполнения контракта, в которых подрядчику невозможно его исполнить. Это может говорить о том, что «нужная» компания уже выполнила или начала выполнять данную работу, что закрывает доступ к конкурсным процедурам для других участников;

- Заказчик запрашивает от участников лицензии и свидетельство о членстве в СРО, которые данный вид работ не предусматривает. В этом случае действия заказчика подлежат обжалованию в ФАС;

- Объединение нескольких несвязанных лотов в один. Такие действия обычно резко ограничивают конкуренцию, так как не каждый участник сможет исполнить одновременно объективно несвязанные условия;

- Невнятное техническое задание. Это может быть техзадание, которое составлено под конкретного поставщика или из которого вовсе непонятно, что требуется заказчику в рамках данного заказа;

- Направление потенциальным поставщиком по сговору с заказчиком самой низкой цены в заявке на участие;

- Установление непривлекательной для поставщиков схемы оплаты при исполнении госзаказа. В частности, если оплата предполагает длительную отсрочку;

- Заведомо некорректное внесение данных в ЕИС: смешение в описании предмета закупки кириллицы и латиницы и пр.

Благотворной почвой для распространения коррупции в сфере закупок выступает конфликт интересов. Отсутствие конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком является одним из обязательных требований (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе). Указанным законом определено, что под конфликтом интересов понимаются ситуации, при которых должностные лица заказчика, непосредственно участвующие в процессе закупок, состоят в браке либо являются близкими родственниками, усыновителями или усыновленными с: физическими лицами и ИП – участниками закупки; выгодоприобретателями – физическими лицами, владеющими напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества – участника закупки; единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и т. д.); членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества; руководителем учреждения или унитарного предприятия; иными органами управления юридических лиц – участников закупки.

При обнаружении конфликта интересов комиссия по закупкам обязана отстранить участника от закупки, а заказчик – обязан отказаться от подписания контракта с победителем.

Если такой контракт был все-таки подписан, то он признается ничтожной сделкой.

К мерам, принимаемым государственными и муниципальными заказчиками в целях профилактики и противодействия коррупции при осуществлении закупок, могут быть отнесены следующие:

1. С учетом изменений, вносимых в законодательство о контрактной системе, корректировать, а при отсутствии – разработать локальные правовые акты, типовые формы закупочной документации, должностные инструкции контрактных управляющих (членов контрактных служб) организации.

2. При описании объекта закупки, осуществлении закупки и исполнении контракта не допускать:

2.1. Технические описания, ограничивающие выбор товаров, работ, услуг:

- указание конкретной торговой марки или производителя без указания на эквивалент;
- скрытых требований, без знания которых нельзя сделать предложение;

- указание характеристик, под которые подходит только один товар;

- указание на товар или услуги, которые не существуют на рынке, или потребительские свойства которых невозможны к реализации, с последующей поставкой товара или оказания услуги, не соответствующей заявленным требованиям.

2.2. Технические описания, ограничивающие круг участников:

- указание на наличие сертификата, который выдает только одна фирма, или ненужных и необоснованных сертификатов и свидетельств;

- требование о сборе документов, необязательных по закону;

- отсутствие существенных для исполнения закупки сведений, таких как подробное техническое задание, объективно описанные технические характеристики.

2.3. Ограничения для участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства:
- указание на выполнение разнопрофильных работ (оказание услуг) помимо основных работ;

- указание на одновременное выполнение однотипных работ (оказание услуг) в разных местах.

2.4. Ограничения доступа к оформлению и подаче заявки:

- прикрепление документов закупки в отсканированном варианте для затруднения работы участника;

- установка защиты документов паролем или написание документации в нераспространенных текстовых редакторах.

2.5. Нарушения правил проведения закупок:

- проведение крупной закупки без обязательного общественного обсуждения;
- отсутствие расчета начальной (максимальной) цены контракта или проведение его некорректно (необоснованное завышение);

- закупка товаров роскоши без обсуждения и обоснования необходимости;

- объявление закупки при частичном или полном исполнении контракта;

2.6. Ограничения по времени исполнения закупки:

- требование об исполнении контракта в нереальные сроки;

- подписание актов приемки при фактическом неисполнении контракта.

2.7. Иные действия, направленные на ограничение конкуренции, завышение цен, неэффективное использование бюджетных средств.

3. Организовывать обучающие мероприятия по вопросам профилактики и противодействия коррупции, индивидуального консультирования сотрудников в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг.

4. Проводить внутренние контрольные мероприятия, направленные на выявление нарушений требований законодательства в сфере контрактной системы, неэффективного осуществления закупок, использования их результатов.

5. Оказывать содействие контрольно-надзорным и правоохранительным органам при проведении ими проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции, при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.