112 – вызов принят!

28.02.2020

Единая линия вызова экстренных оперативных служб не оригинальна. Известный во всем мире номер 911 в Америке появился еще в середине 1960-х. Спустя полвека в нашей стране решено было создать аналог под номером 112. Сегодня работа системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер 112 является приоритетным направлением в развитии безопасности населения страны.

Черемховский район, как и другие территории, также подключился к этой программе. С момента её создания службу возглавил Александр Менжуров. Опытный и энергичный руководитель. Именно он и рассказал о всех тонкостях работы диспетчерской службы нашему корреспонденту.

75 секунд – время на решение

- Система 112 – это что-то совершенно новое для всех жителей страны. В Черемховском районе она также запустилась совсем недавно. Расскажите о ней поподробнее.

- Как только оператор поднимает трубку, на мониторе компьютера в программном обеспечении автоматически открывается окно в виде карточки информационного обмена с оперативными службами. В нем, как правило, определяется номер абонента и его местоположение. Пока звонящий объясняет, что произошло, оператор заполняет карту информационного обмена, которая тут же направляется в необходимую оперативную службу. На место ЧП незамедлительно выезжают специалисты. 75 секунд - максимальное время приема сообщения.

- Сколько сегодня в штате сотрудников? И какова их нагрузка?

- Четыре. Для Черемховского района этого вполне достаточно. Час пик обычно приходится на вторую половину дня и вечера. Люди уже понемногу начинают привыкать к существованию системы 112. Но порой сложно понять, что же случилось. Дело в том, что в экстремальных ситуациях далеко не каждый справляется с эмоциями. Иногда в трубке - сплошной крик. Если звонок срывается, то не всегда можно перезвонить, что-то уточнить, потому что не все номера определяются автоматически.

Как пройти в библиотеку? Или где находится нофелет?

- Ваши сотрудники готовы к экстремальным ситуациям?

- Конечно. Они все проходили обучение, в том числе и по психологической подготовке. Но если возникают особо сложные ситуации, то здесь, конечно, мы стараемся переводить «проблемные» звонки в Иркутск. Там работает профессиональный психолог, который окажет всю необходимую помощь звонящему.

- Какие звонки поступают чаще всего?

- Более половины обращений переадресовывается на «скорую помощь». Врачей вызывают по разным причинам, в том числе и на дорожные аварии. Еще 30 процентов звонков - с просьбами о помощи полиции. Остальные касаются самых разных ЧП, например, когда кто-нибудь заблудился, в том числе в городе. «Как пройти в библиотеку?..».

- Интересно. Некоторые жители жалуются на то, что, звоня, попадают в 112 не Черемховского района, а на другую территорию. Как отрабатывается этот момент?

- Да, подобные ситуации бывают. Связано это с территориальным нахождением абонента. Когда подобное происходит, то мы стараемся переводить звонящего на 112 той территории, где он находится. Также делают и соседние 112, если к ним попал житель Черемховского района. Всё просто.

- Звонки от детей? Они ведь поступают?

- Конечно, принимаем. Мало ли что там! Может, что-то случилось со взрослым, и он не в состоянии говорить. У нас действует установка: ни одно обращение не воспринимать как заведомо ложное. Службы экстренного реагирования проверяют не только звонки, но и информацию, которая поступает в автоматическом режиме. У нас с этим строго. Вызов должен быть принят в любом случае.

- Операторы службы «112» готовы к любой, даже самой непредвиденной, ситуации. Правда, розыгрыши в их работе тоже случаются. И не только в День юмора и смеха. Как справляетесь с этим?

- С этим успешно справляется закон. Уголовная ответственность предусмотрена за заведомо ложный звонок о факте терроризма и т.д. Но по закону и операторы несут ответственность за своевременность принятия сообщения о происшествии, правильный выбор необходимых экстренных служб, обеспечение контроля за оперативным реагированием. Ведь на весу чьи-то жизнь и здоровье. Промедление грозит порой необратимыми последствиями. Поэтому в службе «112» работают только подготовленные работники, прошедшие спецкурс и тестирование. А наша действительность постоянно подкидывает им всё новые и новые ситуации, поэтому учиться приходится, по сути, непрерывно.

Михаил ГЕНИРИН