Поиск по сайту

Черемховское районное
муниципальное образование

Феномен булайской школы

Феномен булайской школы

И он (феномен) действительно есть. Вряд ли кто-то захочет возразить или опровергнуть этот эпитет относительно школы села Верхний Булай.

Среднестатистическое учебное заведение с численностью в 22 педагога и 107 учащихся добилось широкой известности не только в образовательной сфере своего района и всего региона, но и в других секторах, сумев выйти даже на мировую арену.

Бытует мнение, что скорость состава зависит от мощности локомотива, однако осмелюсь заметить, что немаловажную, а точнее, главенствующую роль в процессе движения играет всё-таки машинист. Во всяком случае, прерогатива проложения курса принадлежит ему, и расчет скорости делает тоже он, исходя из сложности маршрута, наполняемости состава и выбранной цели.

В нашем случае роль машиниста в жизни булайской школы принадлежит Надежде Боровченко, директору вышеобозначенного учебного заведения.

Надежда Юрьевна возглавляет коллектив на протяжении… лет. Её энергии, целеустремленности и умению генерировать идеи стоит только по-хорошему позавидовать. Секрет кроется на поверхности – он на виду и не заметит его лишь напрочь апатичный человек. Секрет – во влюбленности в свое дело, в неумении жить «по-тихому» и в неспособности опускать руки, отчаявшись преодолевать препятствия.

Начиная рассказывать о школе, Надежда Боровченко преображается: глаза разгораются еще ярче, улыбка становится еще мягче, а речь словно прибой, то пенится кружевом сравнительных образов, то зеркально отражает самую суть дела, обтекая каждый камешек обнажившего в отливе берега.

- Надежда Юрьевна, какими заботами живет школа сегодня? Что в приоритете у педагогов и учеников?

- Школа, а значит и коллектив учителей и учеников, последние четыре года продолжают работать в режиме инновационного проекта «Агробизнес-образование». Каждый год новые идеи, новые творческие дела. Все они значимы и помогают детям развиваться, а школе повышать рейтинг.

- Например?

- Например, два с половиной года назад мы участвовали в областном конкурсе «Лучшее образовательное учреждение». Заняли третью позицию, уступив коллегам из Куйтунского и Усольского районов. Честно признаюсь – было нелегко, очень нелегко, но тем дороже результат.

Еще пример – в позапрошлом году участие в конкурсе «Начинающий фермер» позволило подняться на верхнюю ступень пьедестала победителей. Наш ученик Файзо Садоян тогда занял первое место, убедительно доказав состоятельность авторского проекта.

- Начинающий фермер и школа… Весьма необычный симбиоз, вы так не считаете?

- Абсолютно точно – нет. Это же в рамках проекта «Агробизнес-образование», цель которого – изменение менталитета учеников и их родителей в отношении рабоче-крестьянских профессий и малого бизнеса на селе. Цель которого – добиться того, чтобы молодежь возвращалась в село и свое будущее связывала с родной землей.

- Какие знания и навыки получают дети в школе?

- Мы обучаем ребят бизнес-компетенции, учим составлять бизнес-планы, писать проекты. Азы они начинают познавать в классах среднего звена. А воплощать в жизнь малые проекты (например, выращивать зелень на подоконниках) дети охотно берутся уже в младших классах. Часть полученной продукции идет в школьную столовую, часть реализуется самими учениками на мини-ярмарках.

Ребята с желанием посещают факультативы по бизнес-планированию (кружок ведет педагог Ольга Васильевна Малыгина).

- То есть конкурс «Начинающий фермер» ориентирован на то, чтобы дети, живущие в сельской местности, могли организовать собственное дело после получения аттестата?

- Совершенно верно. А чтобы самореализоваться – им надо научиться использовать все возможности и те преимущества, что дает жизнь на земле. Земля-то в нашем крае дивно плодородная, и грех не воспользоваться этим даром, который так ценили наши предки.

- Но кроме крестьянского (фермерского) труда есть и другие направления в малом бизнесе, приемлемые для села, не так ли?

- Конечно, мы не упускаем этот факт из виду при разработке направлений обучающих программ для детей. Более того – вовлекаем в этот процесс самих ребят. Как? Очень просто. Последние несколько лет в школе органично развивается бизнес-объединение. Пока в него входят шесть учащихся 8-11-х классов. Все они увлеченно работают над моделированием бизнес-проектов, учатся составлять финансовые сметы, генерируют бизнес-идеи. Наиболее удачные пытаются воплотить в жизнь.

Таким вот образом и получил путевку в жизнь проект «Валяние валенок». Ребята написали бизнес-план, создали рабочую группу, наработали продукцию и вышли на потребителя.

- Всё получилось?

- Да! Валенки расходятся на «ура». Они получаются одновременно и тонкими, и прочными. Шьются всякий раз по индивидуальным колодкам. Без преувеличения, успех превзошел все ожидания!

Кроме того, ребята научились работать с берёстой, соломой – причем бизнес-планы разрабатывали тоже сами. Им интересно по-настоящему. Удовлетворение от результата дает такой психологический эффект, придает такую уверенность участникам процесса, что все сомнения относительно пользы-непользы отпадают сами по себе.

- Но вы же не «варитесь в собственном соку»? Есть те, кто направляет, помогает, верно?

- Разумеется. С нами сотрудничают БГУ и ИрГСХА. Преподаватели этих вузов дают консультации, приезжают на мероприятия, охотно откликаются на просьбы относительно профобучения, проводят различные конкурсы, в которых ребята с интересом принимают участие и добиваются успеха. Так, наша школьная «звездочка» Файзо Садоян занял первое место в конкурсе исследовательских работ, объявленном Байкальским государственным университетом.

- А получил ли какой-либо ребячий проект поддержку родителей тех детей, что его разрабатывали?

- Да. Это тот самый проект «Валяние валенков». Нынче его пишет для семейного дела Катя Шалашова (ученица… класса. – Я.Я.). У них в семье есть овцы, и они могут «замахнуться» на мини-предприятие. Ремеслу она научилась в школе и теперь проецирует навыки в семье.

А Файзо Садоян написал бизнес-проект по изготовлению сыра из овечьего и коровьего молока. В написании работы ему помогали специалисты-преподаватели БГУ и сельхозакадемии. Всё в итоге получилось как задумано было. Сыр пользуется спросом не только у нас, но и в губернии. В частности, на одной из агропромышленных выставок сорта, представленные этой семьей, получили отличные отзывы. На сегодня ими разработано порядка восьми сортов.

- При школе работает консультационный пункт. Что это такое?

- Это своеобразный мост, который выполняет роль посредника между жителями поселения и специалистами учебных вузов, предприятий.

Например, подходит время посадки рассады, мы приглашаем из сельхозакадемии педагогов-биологов, готовим встречу, оповещаем население. Приходят желающие и имеют возможность получить квалифицированный ответ на любой вопрос, касающийся садово-огородных дел, начиная от хранения семян до сбора урожая.

Еще в нашей школе функционирует «Академия предпринимательства».

- Немного подробнее можно?

- Это тоже один из обучающих ресурсов для ребят. Причем деятельность «Академии» давно вышла за рамки одного учебного заведения – к нам приезжают на семинары ребята из других школ и даже из других районов области.

- Вы дружите не только с ссузами и вузами, не так ли?

- Да, действительно, наши партнеры такие крупные агрохолдинги, как СХ ПАО «Белореченское», «Саянский бройлер». Также к нам приезжают представители минсельхоза области, минобразования, ресурсного методического центра агробизнес-образования, ребята из студенческих отрядов.

Различные тренинги по развитию коммуникабельных навыков, предпринимательских, мастер-классы по написанию грантов, профпробы – всё это помогает ребятам сориентироваться в сложном мире будущей взрослой жизни.

- Что такое профпробы?

- Ребята на профпробах имеют возможность «пощупать» ту или иную профессию на вкус, цвет и прочие составляющие. Как это происходит? Либо приезжают к нам представители предприятий, обучающих заведений с необходимым оборудованием, либо ребята посещают предприятия.

В первом случае мы предоставляем классы. Каждый класс – территория какой-либо профессии.

Например, агроном. Ребята, выбравшие эту профессию, общаются со специалистами, учатся тонкостям аграрного дела, проводят расчеты, опыты, лабораторные исследования, пробуют выполнять те функции, что присущи агроному.

Были у нас и ветврачи, и кинологи. Мы стараемся максимально разнообразить профориентационное обучение.

Во втором случае ребята выезжают на базы предприятий. Например, на фермах СХ ПАО «Белореченское» наши дети частые гости. Профессия оператора машинного доения сейчас весьма востребована. Труд тяжелый, на фермах сейчас все процессы автоматизированы и требуют больше интеллектуального развития, нежели физических усилий. То же характерно и для профессии механизатора, ведь техника с каждым годом все «умнеет» и «умнеет». Сегодня технические профессии востребованы, и конкурсы в иные техникумы весьма высоки, а значит, требуют хорошей подготовки базового школьного образования.

- И по традиции, в завершение, расскажите о планах.

- Будем продолжать работать в проектном направлении – развивать агробизнес-образование. Оно помогает не только детям получить путевку в жизнь с определенной базой навыков, но и помогает школе выжить.

Например, наш пришкольный участок – это и мини-лаборатории под открытым небом, и музей растениеводства с ландшафтным дизайном, и подспорье школьной столовой.

Есть две теплицы, причем одна из них современная, с вентиляцией и автополивом.

Будем продолжать исследовательские работы и на пришкольных участках, и в музее комнатных растений в школе.

Будем проводить опыты, писать исследовательские работы – всё это ребятам нравится. В этом месяце состоится школьная конференция, где они смогут представить свои работы. Замечательно, что всё чаще проекты дети пишут совместно с родителями. Всё более популярными становятся так называемые «семейные клубы».

Ещё планируем участвовать во всех грантах, конкурсах. Мы многое делаем вместе: 22 педагога и 12 – техперсонала объединены в достижении целей. По-другому мы не умеем.

Также в этом году ожидаем прихода комплектов на два класса на сумму 1 600 тысяч рублей, которые помогут нам реализовать гуманитарный профиль. Это «школа внутри школы». Оба кабинета будут полностью оснащены цифровой техникой. Такие предметы, как ОБЖ, информатика, технология будут преподаваться на совсем другом уровне.

- Хорошие планы. И хорошо, если им ничего не мешает…

- Есть тревога – детей мало. На сегодня у нас всего 107 учеников. Нет нынче 11-го класса, в 10-м всего три человека. В начальных классах от 12 до 15 человек. Подвозим детей из четырех деревень: Белькова, Протасова, Чернухина, Искра. Пять детей приезжают из города.

Мы стараемся дать образование такое, чтобы все ученики могли себя чувствовать уверенно во взрослой жизни. Главное, чтобы было для кого воплощать наши планы…

Ярослава ЯРИНА

13.03.2019
Дата последнего изменения: 10.11.2023 11:20
00:00