15.01.2019
Рекс, Васятка, три хохлатки
…Во дворе заливисто брешет пес Рекс. Ему, как и хозяйке дома, лет немало, но службу собачью он несет исправно, являясь одновременно и охранником, и звоночком, оповещающем о прибытии визитеров. А гости здесь явление нередкое – уж больно радушна и приветлива атмосфера, созданная хозяйкой, всегда готовой накормить, обогреть, поддержать.
Лидия Ивановна Серебрякова в этом году, в начале декабря, встретит свое 80-летие. Однако старушкой, видя ее молодой, блескучий взгляд серых глаз, язык не повернется назвать. И то сказать – воды на санках-тележке привезти, снег пихлом расчистить, огород посадить-прополоть-убрать, стены с потолком побелить (да не один раз в год!) – это для моей героини запросто.
- Просить никого не буду, не люблю я этого, - мягко, чуть извиняюще улыбается Лидия Ивановна. – Хотя вокруг меня много добрых людей, да и дети с внуками всегда рядом, на расстоянии вытянутой руки – только кликни. Но пока сама управляюсь, сил хватает и сноровки тоже…
Дом внутри оказывается на удивление большим. Такое впечатление создается от грамотно организованного пространства и очень уютных, но абсолютно не кричащих вещей. Здесь всё на своем месте, нужное, необходимое, то, чем пользуется хозяйка ежедневно. А ведь это прописная истина – когда вещь чувствует свою востребованность, она живет особой жизнью, долгой и не теряет привлекательности, обласканная теплом хозяйской руки.
Подле томящейся жаром печки, на табурете, клубочком свернулся кот Васятка – тоже под стать хозяйке долгожитель.
- Однако лет 15 ему, как не более, - гладит любимца Лидия Ивановна по серой спинке. – Привыкла я к его песенкам вечерним, да и от мышиного вторжения он чистый оберег. За курочками опять же доглядает, умничка, даром что не человек…
А за правой стенкой печки и впрямь слышится шебуршание и квохтанье хохлаток. Неужто и в самом деле куры в доме?
- Ага, - подтверждает Лидия Ивановна, - они, родимые, они. Жаль мне морозить кормилиц и изводить жаль – всё своё яичко для правнуков подсобрать есть возможность. Да и сама я к домашнему сызмальства привыкла, казенные продукты не жалую…
Так и живет последние годы одна из старейшин деревни Петровка, по нынешним меркам практически долгожительница – Лидия Ивановна Серебрякова. Бок о бок с ней верные пес Рекс, кот Васятка да три несушки. А позади почти восемь десятков лет, наполненных многими событиями, где было всё: радости, беды, встречи, расставания и великое множество людей.
Родных, близких, подруг, тех, кто рядом все эти годы и тех, с кем судьба свела на перекрестках встреч, и тех, с кем разлучила навеки…
А начиналось всё…
…здесь же, в деревне Петровка. Лидия родилась 3 декабря 1939 года старшим ребенком в семье Марии и Ивана Канцевых. Канцевы были песчинкой в армии сосланных в те годы. За что – этого Лидия не знала. В их семье о причинах старались не вспоминать, наверное, не хотели будить призраки прошлого. Они, как и подавляющее большинство репрессированных, просто смирились с реальностью и, как могли, приспосабливались к окружающим проблемам.
Предвоенные годы пришлись на младенческий возраст Лидочки, поэтому память их априори не сохранила. Военное детство для девочки также оказалось покрыто пеленой, не заполненной почти на все сто процентов. В минус от «почти» вошел лишь яркий эпизод проводов отца на фронт, да еще кое-какие моменты.
- Мама не плакала, молчала, сжав губы и только время от времени бросала на отца тоскливый взгляд, отрывая его от рубахи, в карман которой зашивала молитву, - приоткрывает дверцу памяти в детство Лидия Ивановна. – Слава богу, ангел-хранитель отвел тогда беду от семьи – отца не призвали по причине инвалидности – у него на руке и ноге был сложный перелом, полученный еще в детстве.
Еще я помню пленного японца – был в деревне такой. Всегда голодный, с потерянными и просительными глазами, очень несчастный. Я его боялась и жалела…
В войну родители Лиды много работали, и не потому что опасались косых взглядов новых односельчан, а оттого что, несмотря ни на что, оставались патриотами Родины.
Иван Константинович на конных упряжках развозил уголь. Мария Игнатьевна управлялась на зерноскладе, а подрастающая Лидочка приглядывала за младшим братишкой.
Начальную школу Лида окончила в родной деревне, а восьмилетку – на Урале, куда на краткое время забросила судьба всю ее семью. Летом 53-го Канцевы вернулись назад с острым ощущением потерянного времени.
Лидочка переживала неудачную попытку родителей поправить материальное положение так же остро, как они сами.
Будучи, по сути, еще подростком, она со всей серьезностью стала думать о том, как можно помочь семье.
И надумала…
…идти работать. Для этого окончила восьмимесячные ускоренные курсы медсестер в Иркутске и устроилась в Дом ребенка диетсестрой. Детское учреждение находилось в шахтерском городе Черемхово.
Жила Лидия на квартире. Днем работала, вечером училась в местном медучилище. Жилье, которое снимала, делила с равной по возрасту девушкой по имени…
Дружба с… принесла Лидочке семейное счастье – у подруги был брат, за которого девушка позже вышла замуж.
Свадьбу сыграли в 63-м, тогда же Лида получила диплом медсестры. Петр Серебряков был ее односельчанином – из Петровки, поэтому молодожены по обоюдному согласию вернулись на малую родину.
Работа обоим нашлась без проблем. Петр устроился в совхоз, Лиду охотно взяли в детскую туберкулезную больницу, что находилась на станции Касьяновка.
Молоденькую медсестру любили все. В коллективе – за старательность, неконфликтность и готовность всегда прийти на выручку. Детки – за тепло и сердечность, которыми девушка была награждена от природы. Больным малышам особо необходимо внимание и участие, а у Лидии их хватало на всех.
17 лет проработала Лидия в этой больнице, и ни за что не ушла бы оттуда, если бы не перемены в статусе медучреждения. В начале 80-х из детской больницы сделали взрослое отделение.
Стало страшно…
…работать, признается моя героиня сегодня.
- Пациенты пошли из особой категории – большинство из них были с уголовным прошлым, - вспоминает Лидия Ивановна. - Что они только не вытворяли! И пили, и буянили, и руки даже распускали. Я не выдержала и, несмотря на то, что мне еще требовалось три года доработать до 20 лет (тогда требовался такой стаж работы на одном месте), я не вытерпела – уволилась.
Совсем без работы Лидия Ивановна, конечно, не осталась. Ее взяли в другую больницу, что была тогда в поселке Касьяновка. Тоже медсестрой, только уже в терапевтическом отделении. Там она проработала почти полтора десятка лет и рассчиталась только тогда, когда потребовался уход за своей больной мамой, которая жила вместе с ней все последние годы своей жизни.
Счастливая семья…
…у меня была, - улыбается Лидия Ивановна, перебирая пожелтевшие от времени фотографии. – Муж, Петр, очень хороший человек был. Любил меня, жалел, помогал во всем. 30 лет на одном тракторе в совхозе «Петровский» отработал. Двоих сыновей мы вырастили: Владимира и Сергея. Мальчики мои в отца пошли – всё могли своими руками сделать, и добрые, как отец. 20 лет назад моего Пети не стало. А ведь и не болел ничем никогда…
А десять лет назад Лидия Ивановна похоронила первенца – Владимира. Второй удар судьбы, признается, выдержала только благодаря младшему сыну, невесткам и внукам. Но два года назад умерла одна из новоприобретенных дочерей (так Лидия Ивановна называет своих невесток) – жена младшего сына. Снова горе. Горе огромное, какое бывает, когда теряешь частичку себя, человека, который стал для тебя особенно дорогим…
Счастливая семья таяла на глазах. Лидия стойко переносила потери, только сердце с каждым горем становилось все меньше и меньше…
- А я ничего, живу и живу. Видать так на роду написано. Отца, маму похоронила – это понятно, это жизнь, от этого никуда не уйдешь – дети всегда хоронят своих родителей, и это нормально. Ненормально, когда наоборот, - вытирая глаза уголком платка повторяет мучающую её мысль Лидия Ивановна. Видно, что ни её жизненный опыт, ни седая мудрость не дают ответа на этот вопрос.
Впрочем, природа не терпит пустоты. Уходят одни, рождаются на свет другие.
Жизнь продолжается…
…во внуках и правнуках. Сегодня у Лидии Ивановны четверо внуков и шесть правнуков. Младший сын Сергей живет здесь же, в Петровке. Невестка старшего сына Надежда – в Михайловке. Она работает поваром в школе и часто навещает свекровь, которую уважает и почитает как кровную, родную мать.
- Я с ней в одном доме прожила 15 лет, - говорит Надежда Серебрякова, - и никогда от нее плохого слова, косого взгляда не слышала, не видела. Воспитанная, интеллигентная, порядочная, никогда никого не судит и не обсуждает. Рядом с ней становишься сам лучше и чище. Она очень сильная.
Выдержка и мудрость…
…в этом сила моей героини. Так утверждают все, кто её знает. За это её и любят, возможно, даже не отдавая себе в этом отчет. Уважают соседи, односельчане. Даже глава поселения Оксана Кривая не задумываясь говорит о ней как об одной из самых замечательных людей поселения, на которую стоит равняться молодым.
- Её советы всегда правильные и безошибочные, - говорит Оксана Алексеевна, - они идут от сердца, а оно ведь редко ошибается.
Сильная женщина Лидия Ивановна Серебрякова, хоть и живет в своем доме на краю деревни Петровка. Сегодня одна, но в одиночестве редко бывает. Внуки частые гости и помощники. Опять же правнуки подрастают и любят бегать на бабушкины блины-оладьи-пирожки.
Сильная женщина и в 80 лет сама справляется с повседневными хозяйственными заботами и не перестает мечтать. Мечтает поставить новый палисадник у дома и положить на пол на кухне новый линолеум. Мелочи? Но такие важные и нужные для того, чтобы просто жить…
Ярослава ЯРИНА

